Философская энциклопедия - прамана
Прамана
ПРАМАНА (санскр. pramдna — измерение) — первая из 16 категорий ньяи и важнейшая категория всей индийской эпистемологии, означающая валидные источники знания. В разработке концепции праманы участвовали все школы индийской философии, веками дискутировавшие необходимый набор праман, их определения и сферы функционирования. Средства познания, которым приписывался статус праман, должны были соответствовать следующим критериям: 1) быть источниками новой информации о вещах, а не воспроизводить полученную (поэтому из праман исключается память); 2) быть источниками определенного, точного знания (поэтому из праман исключаются все виды неопределенного познания); 3) быть “атомарными” — несводимыми друг к другу (количество таковых и было важнейшим предметом расхождения). Специально праманы исследуются в ньяе. В “Ньяя-сутрах” праманы открывают список 16 категорий (падартха) (1.1.1) и получают экстенсиональное определение — как восприятие, умозаключение, сравнение и слово авторитета (1.1.3). Специальный раздел посвящен дискуссии о валидности праман: один из доводов буддистов-мадхьямиков, по которому одни праманы должны быть обоснованы другими и потому неизбежен регресс в бесконечность, “нейтрализуется” сравнением праман со светильником, освещающим не только предметы, но и самого себя (II. 1.8—20). Ньяни отвергают и противоположную крайность — мимансаков, предлагающих, помимо названных четырех, вводить еще дополнительные праманы: доказывается, что “новые” могут быть включены в основные (11.2.1—12). Сами вещи “утверждаются” на основании праман (IV2.27—30). Во вступлении комментария Ватсьяяны праманы вводятся в контекст четырех аспектов познавательного процесса (наряду с познающим, познаваемым и результатом познания), характеризуются как основания всей человеческой практики и источники знания о сущем и о несущем. В комментарии к первой сутре праманы и предметы знания (прамея) выступают категориями в “высшем смысле”, противопоставляемыми 14 остальным.
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2307 | |
2 | 2259 | |
3 | 1392 | |
4 | 1349 | |
5 | 754 | |
6 | 731 | |
7 | 685 | |
8 | 663 | |
9 | 635 | |
10 | 613 | |
11 | 613 | |
12 | 560 | |
13 | 554 | |
14 | 542 | |
15 | 536 | |
16 | 530 | |
17 | 520 | |
18 | 520 | |
19 | 514 | |
20 | 513 |