Философская энциклопедия - прайоджана
Прайоджана
ПРАЙОДЖАНА (санскр. prayojana — намерение; — четвертая категория ньяи, отражающая ее понимание познания как пракгическо-предметной деятельности; мотив, стимул как познавательио-деятельностная установка. В *Ньяя-сутрах” прайоджана определяется как “объект, в соответствии с которым предпринимают действие” (1.1.24), Ватсьяяна в начале своего комментария отмечает, что прайоджана “пронизывает” все живые существа, действия и науки, т. к. немотивированной практики быть не может. В комментарии к цитированной сутре он определяет “объект” как то, что стимулирует стремление приобрести, либо избежать, его, а потому также решение и выбор средств его приобретения или избежания. “Соответственность” равнозначна самому этому решению, а “соответствующим” будет объект, в связи с которым такое решение принимается. Уддйотакара осмысляет, почему прайоджана следует в перечне категорий за сомнением (секшая): “Heмотивированное” сомнение никогда не ведет к исследованию.
В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2307 | |
2 | 2259 | |
3 | 1393 | |
4 | 1349 | |
5 | 754 | |
6 | 731 | |
7 | 685 | |
8 | 664 | |
9 | 636 | |
10 | 614 | |
11 | 613 | |
12 | 560 | |
13 | 554 | |
14 | 542 | |
15 | 536 | |
16 | 530 | |
17 | 520 | |
18 | 520 | |
19 | 514 | |
20 | 513 |