Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - китайская философия. школа вертикальных и горизонтальных

Китайская философия. школа вертикальных и горизонтальных

китайская философия. школа вертикальных и горизонтальных
Школа вертикальных и горизонтальных [[политических союзов]], существовавшая в 5-3 вв. до н.э., включала теоретиков и практиков дипломатии, подвизавшихся в качестве советников у правителей боровшихся между собой царств. Наибольшую известность на этом поприще снискали себе в 4 в до н.э. Су Цинь и Чжан И, чьи биографии в качестве глав 69 и 70 вошли в состав Ши цзи.

Первый из них стремился обосновать и создать коалицию государств, расположенных по "вертикали" (цзун) юг север, чтобы противостоять усилению царства Цинь, в котором возобладала легистская идеология. Второй пытался решить аналогичную задачу, но только в отношении государств, расположенных по "горизонтали" (хэн) восток запад, чтобы, напротив, поддерживать Цинь, которое в итоге возобладало и, одолев своих конкурентов, создало в Китае первую централизованную империю Цинь.

Эта политико-дипломатическая деятельность и определила название школы. Согласно описанию в гл. 49 Хань Фэй-цзы (3 в. до н.э.), "приверженцы „вертикали" сплачивают множество слабых, дабы напасть на одного сильного, а приверженцы „горизонтали" служат одному сильному, дабы напасть на толпу слабых". Аргументация первых представлена в Хань Фэй-цзы как моралистическая: "Если не помочь малому и не покарать большое, то утратишь Поднебесную; если же утратишь Поднебесную, то подвергнешь государство опасности; а если подвергнешь государство опасности, то унизишь правителя", аргументация вторых как прагматическая: "Если не служить большому, то нападение врага приведет к несчастью".

Теоретический базис подобной аргументации составило сочетание идей даосизма и легизма. В биографии Су Циня в Ши цзи сообщается, что к своей деятельности он был подвигнут прочтением классического даосского трактата Инь фу цзин (Канон сокровенных предначертаний), в котором мироздание представлено как арена всеобщей борьбы и взаимного "обкрадывания".

В Ши цзи также сказано, что Су Цинь и Чжан И учились у загадочного персонажа по прозвищу Гуйгу-цзы Учитель из Ущелья навей, о котором мало что известно и который поэтому иногда идентифицируется с более определенными фигурами, в число которых входит и сам Су Цинь.

Псевдоним Гуйгу-цзы дал заглавие приписываемому ему одноименному трактату, который традиционно датируется 4 в. до н.э., но, по-видимому, был сформирован или даже написан значительно позже, но не позднее конца 5 начала 6 в. Гуйгу-цзы единственное сохранившееся произведение, более или менее полно выражающее идеологию "школы вертикальных и горизонтальных [[политических союзов]]".

Теоретическая основа Гуйгу-цзы представление о генетико-субстанциальном первоначале всего сущего едином дао, материальное ("пневменное" ци1) и "принципосообразное" (ли1), но "телесно" (син2) не оформленное исходное состояние которого названо "утонченным духом" (шэнь лин). Высшая закономерность дао циркулирующий ("обратный" и "перевертывающийся" фань фу) переход от одной противоположности к другой (би цы). Противоположные фазы главных структур мироздания Неба (тянь) и Земли (ди2), инь и ян, "продольно-вертикального" (цзун) и "поперечно-горизонтального" (хэн) обобщены в оригинальных категориях "открывание" (бай) и "закрывание" (хэ2), которые вместе с аналогичной парой "ли" (синоним "бай") и "хэ2" из Чжоу и (Си цы чжуань, I, 11) восходят к мифологическому образу ворот, философско-поэтически осмысленному в Дао дэ цзине(В§ 1, 6) как символ сокровенного лона всепорождающей матери-природы.

Универсальная и постоянная изменчивость по модели "открывание закрывание" служит в Гуйгу-цзы теоретическим обоснованием легистских принципов политического прагматизма и утилитаризма в сочетании с полным единовластием. Предлагаемая практика манипулирования людьми на основе предварительного поощрения и раскрытия их интересов обозначена термином "возносящие клещи" (фэй цянь).

Но "чтобы знать других людей, надо знать самого себя". Поэтому овладение и собой, и другими предполагает "достижение глубин сердца (синь1)" "хозяина духа". "Дух" (шэнь1) является главным среди пяти "пневм" человека; остальные четыре "горняя душа" (хунь), "дольняя душа" (по), "семенная душа" (цзин3), "воля" (чжи3). Согласно Гуйгу-цзы, имена (мин2) "рождаются" от "реалий" (ши2), а "реалии" от "принципов" (ли1).

Совместно выражая чувственные свойства (цин2), "имена" и "реалии" взаимозависимы, и "принципы" "рождаются" от их гармоничного "благоустройства" (дэ1). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины