Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - китай. история

Китай. история

китай. история
Истоки китайской цивилизации. Китай часто сравнивают с обществами, существовавшими в Месопотамии и Египте. Однако присущие Китаю природные особенности и экономические формы отличались от особенностей и форм других восточных обществ. У Китая не было единой доминирующей речной системы, его рукотворный "Нил" представлял собой систему каналов. Помимо этого, орошение в Китае не являлось единственной важной задачей, китайцы сооружали дамбы против наводнений и строили судоходные каналы. Тем не менее именно водоснабжение влияло на социальную структуру и требовало создания центрального бюрократического правления.

Мифы. Ранние мифы, повествующие о процессе социального развития в Китае, кажутся стереотипными. Ситуация, отображенная в мифах, относится ко временам, предшествовавшим периоду основания первой династии. На более позднем этапе в мифах начинают фигурировать герои просветители и созидатели. Первым таким героем является Фуси проводник реформаторских идей, имя которого связывалось с искусством приготовления пищи и кухней. Его называли также первым охотником и рыболовом, использовавшим для ловли зверя и рыбы силки и верши. Введение в обиход и обращение в ритуал женитьбы и обряда посвящения также приписываются Фуси. Считается, что он ввел систему иероглифического письма. Вторым героем является Шэньнун, Божественный супруг, которого также называли Яньди (Бог Огня). Ему приписывают такие нововведения, как мотыга и плуг, положившие начало обработке земли, а также рынок для осуществления торговли. Третьим таким героем является Хуанди, или Желтый император (также Бог Августа). Ему приписывают такие новшества, как лук и стрелы, водяной колодец, дом, глиняные изделия, повозка, ступка и пестик, лодка и весло, предметы одежды и обувь, музыкальные инструменты, календарь и способы прорицания. Имеются также сведения, что столица Желтого императора располагалась где-то на территории нынешней Внутренней Монголии и что он отражал набеги кочевых племен.

Археологические находки. Археологические находки показывают, что самым древним из числа известных предков китайцев является синантроп ("пекинский человек"), живший в среднем плейстоцене (около 500 000 лет назад). Его останки были найдены в пещере в местечке Чжоукоудянь, в Западных горах неподалеку от Пекина. На периферии современной территории Китая были сделаны находки, относящиеся к эпохе палеолита. Наиболее древняя палеолитическая стоянка, обнаруженная в непосредственной близости от Чжоукоудянь в окрестностях Пекина, содержала останки людей, пришедших с северо-востока. Вокруг скелетов обнаружены различные мелкие безделушки. Обитателям поселения были известны методы окрашивания. На одной из костей найдена гравировка. Другие находки, относящиеся к палеолиту, были обнаружены еще ближе к внешним границам современного Китая. Довольно много данных было получено относительно трех культур: первая и самая значительная северная, которая охватывала большую часть нынешней Внутренней Монголии и простиралась до теперешнего Харбина, расположенного в северной части Маньчжурии; вторая западная, существовавшая несколько позже на территории нынешней Сычуани; наконец, третья южная культура на территории современной провинции Гуанси. Развитие по меньшей мере первых двух из названных культур прослеживается вплоть до исторических времен. Отсутствие древних археологических находок в центральных районах Китая, возможно, является простой случайностью или объясняется недостаточностью систематических археологических исследований. Однако общая картина, которую можно составить на основе изучения других ранних культур вокруг Китая, не противоречит тому, о чем повествуют древние мифы. Изучение древних китайских традиций указывает на возможность существования в приграничных зонах Китая нескольких культур, слияние которых стало основой поэтапного становления особой китайской цивилизации. Выделяют два этапа, которые привели к формированию китайской цивилизации. Оба они относятся к эпохе неолита. Первому этапу соответствует культура Яншао (по названию деревушки в северо-западной части провинции Хэнань). Размещение поселений древнего человека в Яншао свидетельствует, что люди обитали здесь на территории от нынешней провинции Ганьсу на западе до южной части Маньчжурии на востоке. Самые древние центры этой культуры находились в центральной части провинции Хэнань, а более поздние, в том числе датируемые 3 в. до н.э., ближе к периферии. Характерной чертой данной культуры является цветная керамика исключительной красоты. Формы и роспись этих керамических изделий очень напоминают некоторые из образцов, обнаруженных на западной окраине Центрально-Азиатского степного пояса, а также в Персии и на юге России. Кроме того, налицо поразительное сходство между находками в Яншао и той керамикой, которая была найдена в древнейшем центре изготовления керамических изделий Долине Улуа в Гондурасе, которые, в свою очередь, оказали влияние на технику изготовления керамики у майя, а значительно позже на керамику индейцев пуэбло. Другими характерными чертами культуры Яншао, которые сохранились и сыграли свою роль в становлении китайской цивилизации, явились различные виды инструментов и оружия, а также возделывание риса. Еще одна археологически подтвержденная культура эпохи неолита, Луншань, получила свое название по месту в провинции Шаньдун, где были обнаружены первые свидетельства ее существования. Поселения Луншаньской культуры находятся также в различных других районах провинций Шаньдун, а кроме того в провинциях Хэнань и Аньхой. Одно такое поселение обнаружено далеко на юге, в провинции Чжэцзян. В центральной части Хэнани, где культуры Яншао и Луншань накладываются друг на друга, первая определенно относится к более раннему периоду. Здесь тоже присутствует керамика, но внимание привлекают прежде всего черепки изделий из черного лака, иногда имеющие толщину яичной скорлупы. Установлено, что поселения луншаньского типа представляли собой деревни или маленькие городки, зачастую расположенные на расстоянии прямой видимости друг от друга, на вершинах или склонах холмов, примыкающих к речным долинам. Дома сооружались из утрамбованной земли и белились мелом. В помещении имелась обогреваемая лежанка-кровать, подобие которой до наших дней существует в домах Северного Китая. В число одомашненных животных входили собаки, свиньи, овцы и лошади. Другой особенностью, оставленной Луншаньской культурой в наследство древнему Китаю (и современной Монголии), является искусство использования лопаточных костей различных животных. На отдельных костях обнаружены вырезанные значки, предположительно предшественники китайской письменности.

Доисторический КитайПоздние мифы. Многие герои упомянуты в книге "Шуцзин" ("Книга истории") древнем сборнике речей и других исторических материалов, почитаемом в Китае как один из самых ценных классических трудов. Традиция изображает императора Яо, сфера влияния которого простиралась от Шаньси к югу и востоку, в образе правителя духовного наставника, религиозные представления которого были связаны с толкованием расположения звезд на небе. Со времени Яо занятия астрономией и составлением календарей являлись в Китае исключительной привилегией императорского двора. На востоке Яо столкнулся с другим героем правителем по имени Шунь. Шуня часто называли восточным варваром и говорили, будто он явился из страны гончаров. Это могло означать, что он являлся потомком луншаньской цивилизации. По сравнению с Яо Шунь, по-видимому, обладал большой властью, во всяком случае Яо в конечном счете пришлось ему подчиниться. Эта передача полномочий была истолкована как отречение правителя в пользу более достойного преемника, что позднее использовалось в политической истории Китая как законный предлог при переходе власти. Владычество Шуня оказалось недолгим: он "отрекся" от власти в пользу Великого Юя, пользовавшегося славой "укротителя наводнений". Личность Юя в значительной степени обставлена мифами. По преданию, в период заселения китайцами Северо-Китайской равнины часто происходили наводнения, поэтому для борьбы с ними использовался массовый принудительный труд. Таким образом, Юй как бы привнес две новые черты, ставшие характерными для китайского общества: принудительный труд и регулирование системы водоснабжения.

ПЕРВЫЕ ДИНАСТИИ

Династия Ся. Юй традиционно считается основателем первой китайской династии Ся. Период ее правления длился с 2205 до н.э. по 1557 до н.э., по другой хронологии с 1989 до н.э. до 1756 до н.э. Центр государства Ся находился на юге современной провинции Шаньси. Возможно, в его состав входила центральная и северная части провинции Хэнань. Однако не исключено, что его культурное влияние распространялось за эти пределы, захватывая всю восточную часть Северного Китая. Всей полнотой светской власти, по-видимому, пользовались лишь первые поколения правителей государства Ся, затем полномочия государя были ограничены рамками духовного наставничества. Вожди кланов и племен обеспечивали сохранение династического правления. Обладавшие светской властью при духовным владыке-правителе, они выступали в роли феодальных князей охранителей трона, т.е. выполняли те же функции, что и сегуны в Японии. Императоры династии Ся, по-видимому, были обязаны сохранением своего положения тому, что знали секрет составления календарей. Тысячу лет спустя календарь эпохи Ся поразил воображение Конфуция, и он рекомендовал вновь ввести его в обиход. Упадок государства Ся обозначился в то время, когда духовные наставники-императоры начали все в большей мере пренебрегать своими духовными функциями, что отразилось на составлении календарей, в которых появились несоответствия. Один из феодальных владык, правитель области Шан, положил конец династии Ся и стал основателем новой династии.

Династия Шан. В целом насчитывается 30 правителей династии Шан. Даты их правления в различных источниках не совпадают. По данным одного из них, начало правления династии Шан приходится на 18 в. до н.э. и завершается в 12 в. до н.э. Другой источник указывает соответственно на начало 16 в до н.э. и середину 11 в. до н.э. После того как Ли правитель государства Шан сверг династию Ся и принял имя Тан, на первый план выдвинулись новые социальные факторы. Племена Шан, по всей вероятности, прибыли из Северо-Центрального Китая. Это были охотники, для них были характерны тотемизм и матриархальные отношения. В религии того периода главенствующую роль играл дух Земли. Земля ("Она") определенно соотносилась с женским началом, представлялась в виде кобылицы и занимала более почетное место по сравнению с Небом, обозначавшим мужское начало. Методы, которые использовал шанский правитель для решения политических проблем, отличались от методов династии Ся. Территория, подвластная Тану, охватывала значительную часть территории современного Китая. С центром в Хэнани, она включала в свой состав на западе по меньшей мере центральные и южные части Шаньси и Шэньси. На юге она охватывала территорию современной провинции Хубэй до самой р.Янцзы или даже южнее. Наконец, на востоке она включала южную часть провинции Хэбэй, большую часть провинций Шаньдун и Аньхой и часть провинции Цзянсу. Управление столь обширной территорией предполагало частичное делегирование административных полномочий местным правителям. Тан предоставил главам племен и местным феодальным владыкам неограниченные права в пределах владения каждого из них с условием, что они не станут выступать против центральной власти и через определенные промежутки времени будут являться ко двору с подарками, символизирующими преданность шанскому правителю. История династии Шан подтверждена целой серией археологических раскопок. В конце 19 в. совершенно случайно, а затем в результате систематических раскопок были найдены гадальные кости. Предсказания, которые давались на основе чтения рисунка трещин, образующихся на кости в результате ее нагрева на огне, были типичными уже для луншаньской культуры, однако в Шанский период эта практика применялась в весьма широких масштабах. Помимо лопаточных костей различных млекопитающих, для данных целей использовался панцирь черепахи. В Шанский период на кости сначала писали вопрос, а затем содержание полученного предсказания (иногда надпись ограничивалась только предсказанием). Таким путем оказались сохраненными тысячи письменных документов, дающих интересное освещение жизни двора того периода.

Династия Чжоу. Племена Чжоу, которые нанесли поражение Шанскому государству, к этому времени (не позднее, чем в последнее столетие Шанского правления) уже создали свою империю, располагавшуюся вдоль западных границ государства Шан. В антропологическом плане племена Чжоу представляли собой западную разновидность прототюркского типа с возможной примесью прототибетских черт. Предки народов Чжоу оставили в наследство своим потомкам способ хозяйствования преимущественно скотоводческого типа. Однако за несколько поколений до захвата государства Шан они перешли к оседлому образу жизни и занялись земледелием в такой географической обстановке, которая в зачаточной форме предполагала проведение ирригационных работ.

Китай во времена династии ЧжоуОбщество государства Чжоу. На завоеванной территории Чжоу создали социальную структуру, которую часто определяют как чжоуский феодализм. Постепенно экономика, присущая обществу полукочевого типа, основу которой составляли охота и подсечно-огневое земледелие, была вытеснена системой оседлого земледелия. Строительство ирригационных сооружений вызывало необходимость в ужесточении контроля над районами, обслуживаемыми гидротехническими системами. Постепенный рост поселений сопровождался усложнением социальной и административной структуры и перегруппировкой социальных классов. Феодалы в пределах своих владений располагали сравнительно широкой свободой действий, тогда как чиновничество при императорском дворе находилось под более строгим контролем. Чтобы занять достойное положение при дворе, чиновник должен был обладать значительными административными способностями, знаниями в области стратегии и дипломатического искусства, а потому способных чиновников вскоре стало не хватать. С самого начала чиновничий класс в значительной степени определял весь внешний облик двора и пути решения политических проблем. Ниже феодальных князей и крупных чиновников в иерархической структуре находился класс "рыцарей", состоявший из представителей утратившей свои позиции знати и потомков бывших правящих группировок. Однако в существующей в эпоху Чжоу структуре общества китайский рыцарь не мог позволить себе какой-либо самостоятельности или существовать за счет чужого богатства. Его уделом было оставаться на службе; представители этой группы составляли основу контингента воинов боевых колесниц в армии и занимали чиновничьи посты среднего и низшего уровня. Занятие официального поста требовало знания традиций и классических трудов, поэтому со временем слово "рыцарь" стало означать "ученый". Именно из этого слоя чиновничества выходили книжники, составители хроник и философы. В самом низу социальной лестницы находился "народ", т.е. крестьяне. Помимо производства продуктов питания, крестьянство занималось подсобными промыслами. Изготовление пеньки и различного волокна для выделки ткани было обычным делом в каждой семье. Предметы сельскохозяйственного применения и домашнего обихода также изготавливались на селе и обменивались на другие товары на регулярно проводившихся ярмарках. Изготовление предметов роскоши и торговля ими процветали и в дочжоуские времена, однако немногие уцелевшие образцы периода Чжоу демонстрируют очень высокий уровень ремесленного искусства и изысканность вкуса.

Упадок могущества Чжоу. Степные народы, часть из которых, возможно, имела то же происхождение, что и население Чжоу, постоянно совершали внезапные набеги на северо-западные районы страны. Поэтому меры по укреплению обороны, как и военные экспедиции и кампании, ложились на плечи населения императорских владений более тяжелым бременем, чем на жителей других владений и поместий. Более тяжелая нагрузка на императорскую вотчину наряду с ослаблением уз личной преданности неизбежно снизили прочность позиций императора в его отношениях с феодальными князьями. В поздний период правления династии Чжоу в документальных материалах все более частыми становятся упоминания о случаях отказа от выплаты дани. В период правления императора Юя (781-771 до н.э.) была предпринята попытка восстановить былое императорское величие строительством крупных ирригационных сооружений. Однако привлечение большого количества на принудительные работы привело к ослаблению сил защитников пограничных рубежей. В результате западные варвары совершили набег на столицу (в долине р.Вэйхэ недалеко от г.Сиань) и убили императора. Империя Чжоу уже не могла оправиться от этого удара. Столицу страны пришлось перенести на восток, в Лоян, на территорию нынешней провинции Хэнань. (Поэтому более ранний период истории правящей династии Чжоу традиционно называется Западным Чжоу, а более поздний период Восточным Чжоу.) В 771 до н.э. фактическое правление династии Чжоу завершилось, хотя формально она и продолжала существовать до 256 до н.э. Политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. После 771 до н.э. феодальные князья договорились между собой о разделе страны на несколько государств при сохранении номинального правления династии Чжоу. Со столицей, расположенной на востоке, и императорским наделом на западе этот главный экономический район Китая в течение многих лет не мог встать на ноги, а затем покорился государству Цинь, которое постепенно стало самым сильным среди многих государств, составлявших империю в позднейший период существования династии Чжоу. Зарождение товарно-денежных отношений привело к трансформации всей экономической системы. Началось становление класса свободных торговцев и ремесленников, защищать права которых зачастую брались сами правители. Конечно, уровень развития в различных районах Китая был неодинаков. В одних местах сохранялись традиционные порядки, в других выросла финансовая аристократия, вступившая в борьбу за власть и собственные интересы с феодалами. Параллельно с изменениями в экономике происходили и перемены в административной структуре. Феодальная система наделения властью постепенно заменялась более строгой системой административных назначений. Различные государства-княжества подразделялись теперь не на вотчинные владения, а на административные единицы различной величины. Эти административные единицы напрямую подчинялись центральному правительству, и все должности там чаще всего заполняли официально назначенные чиновники, а не вассалы. Видимость национального единства в этот период поддерживалась съездами феодальных князей, на которых, по крайней мере в начальный период, по-прежнему председательствовал император династии Чжоу. На этих съездах обсуждались проблемы общенационального значения и принимались решения об организации карательных экспедиций. Самый влиятельный из феодальных князей занимал положение "главного князя", что признавалось и императором, и прочими князьями. Однако войны между княжествами стали вспыхивать все чаще, в результате чего малые княжества поглощались более крупными. В свою очередь, последние путем дипломатии или войн не давали друг другу жить спокойно. Государства, которые изначально не входили в состав китайской империи, например государство Цинь на западе (бывшая территория Западного Чжоу) и государства Чу и У в центральной части долины р.Янцзы, постепенно превратились в мощные агрессивные державы. Из литературных памятников Западного Чжоу сохранилось три труда, позднее включенных в число конфуцианских канонов. Хотя они и могли "пострадать" от рук последующих издателей, в них все равно ощущается дух и традиции раннего периода эпохи Чжоу. Первым из них является Ицзин (Книга перемен) сборник предсказаний и наставлений, основанный на приверженности концепции, в соответствии с которой судьбы человека и общества определяются не капризами богов или велениями слепой судьбы, а системой, в которой вселенная и закономерности происходящих перемен составляют единое целое, взаимосвязанное во всех своих проявлениях. Вторым трудом является Шуцзин (Книга истории), часть которого по времени составления относится ко временам раннего Чжоу. Она включает речи императоров и других политических деятелей в определенные исторические моменты. Третьим трудом является Шицзин (Книга поэзии, или Книга песен) сборник гимнов, стихов и песен духовного и светского характера. В сборник включены оды и баллады, прославляющие великих героев, лирические произведения и песни. Последние столетия эпохи правления династии Чжоу были самым плодотворным периодом развития китайской философии. Уже в 7 в. до н.э. на одном из конгрессов правителей феодальных княжеств было решено гарантировать ученым высокое социальное положение. Куда бы ученые ни приходили, они повсюду могли рассчитывать если не на политический пост, то как минимум на обеспеченную жизнь. Во взаимной борьбе научных течений эти ученые-администраторы стремились приспособить традиции к складывающейся новой политической и социальной обстановке либо пытались доказать неизбежное исчезновение той или иной традиции. Вместе с тем даже самые традиционные из этих течений отказались от веры в сверхъестественные силы и приверженности принципу феодальной зависимости, которые были характерны для предшествующего периода. Даосизм как философское учение, наиболее строго придерживающееся изложенных в Книге перемен традиций, основывался на концепции существования в природе вечного и неизменного начала. Концепция "дао" оказалась настолько сильной и влиятельной, что ее стали заимствовать и другие философские школы. Особенно интересной представляется школа т.н. легистов (законников), в учении которых принцип действия естественных законов был превращен в рациональный закон, из которого логически выводились правила руководства государством. Другая школа, основанная Мо-ди (Моцзы, ок. 480-390 до н.э.), проповедовала идею всеобщей любви и взаимной помощи как основополагающий принцип поддержания порядка в человеческом обществе. Как утверждал Мо-ди, только таким путем можно внести в мир людей согласие и спокойствие, и когда эта цель будет достигнута, император (владыка мира) сможет привести в должное соответствие интересы людей с интересами Неба. Системой, в которой традиции и дух перемен слились в единое целое, стало конфуцианство. Конфуций (прим. 551-479 до н.э.) как-то сказал о себе самом, что он отнюдь не создатель, а лишь хранитель традиций. Однако это заявление главным образом справедливо в том смысле, что он проявил исключительные способности в сохранении лишь тех элементов традиций, которые можно было приспособить к реальным историческим переменам. В эпоху позднего Чжоу конфуцианство еще не занимало доминирующего положения в обществе. Прошло несколько столетий, прежде чем оно стало главенствующей идеологией, а со временем и официальной религией императорского Китая. А пока все большее влияние приобретали те из князей, которые придерживались теории легистов и строили свою политику на основе идей, гарантирующих непосредственный успех. В соперничестве за преобладающие позиции далеко вперед вырвалось самое западное княжество Цинь. В 256 до н.э. с императорским двором династии Чжоу было покончено, а в последующие три десятилетия пришли в упадок и прекратили свое существование все другие княжества. Борьба за власть завершилась в 221 до н.э., когда правитель княжества Цинь объявил себя Первым императором (Шихуанди) всего Китая.

ИМПЕРАТОРСКИЙ КИТАЙ. ПЕРВАЯ ФАЗА

Наследство, оставленное Китаю династией Чжоу, оказало решающее влияние на его будущее. Территория, ранее заселенная туземными племенами, принадлежавшими к самым разным этническим группам, при династии Чжоу стала китайской. Главные речные системы, соединенные между собой каналами, обеспечивали орошение основных районов страны. Общество приобрело определенную разветвленную структуру, в которой ученый пользовался высочайшим авторитетом, а чиновник величайшими полномочиями. Весь мир рассматривался как единое целое с Китаем как "центром Поднебесной", у которого в идеале должно быть единое руководство и один монарх. Наконец, в наследство от эпохи Чжоу остались художественные и научные достижения. Объединение страны под эгидой династии Цинь (221-206 до н.э.). Захват всего Китая правителем царства Цинь означал политическое объединение страны. Однако наиболее значимой из всего комплекса мер по объединению было официальное уничтожение тех остатков феодальной системы, которые все еще сказывались в экономике и социально-политической структуре государства. В число других мер входили унификация транспортной системы, в которой имперские дороги соединяли провинции со столицей Саньян, расположенной вблизи северо-западной границы в долине реки Вэйхэ. Была унифицирована денежная система и в целом вся экономика, в тот период преимущественно опиравшаяся на производство сельскохозяйственной продукции. Были введены ограничения на свободу торговли, приведены в действие единая система обороны страны и централизованное командование армией. Огромные по протяженности участки защитных стен, сооружение части которых производилось еще до эпохи Цинь, были соединены и продолжены, образовав Великую Китайскую стену. В числе мероприятий, осуществленных при Цинь Шихуанди, была и унификация китайского письма, судебной и идеологической систем. Последняя утверждала господство легизма, который превратил династию Цинь в великую и могучую систему правления. Труды других философских школ, включая многие выдающиеся классические произведения искусства и исторических наук, были сожжены. Многие ученые за свою приверженность идеям, объявленным еретическими, поплатились жизнью. Несмотря на все эти меры, династия Цинь смогла удержаться у власти немногим более десяти лет. Сразу же после смерти первого императора, последовавшей в 210 до н.э., по всей стране вспыхнули восстания, ввергнувшие Китай в полосу ожесточенных и расточительных внутренних войн. Из них родилась новая форма императорского правления.

Китай во времена династии ЦиньДинастия Хань (206 до н.э. 220 н.э.).

Ранняя Хань. В административном плане империя Хань напоминала империю Цинь. Существовало два типа регионов. Одни находились в прямом подчинении государственных административных органов, подразделялись на префектуры и управлялись назначенными центральной властью чиновниками. Другие представляли собой мелкие феодальные княжества, правители которых избирались из состава членов императорской семьи или из среды тех, кто помог императору династии Хань в его борьбе за трон. Этот частичный возврат к прошлому стал причиной серьезной политической нестабильности. Восстания в отдельных княжествах чуть не привели к краху династии через два поколения после ее прихода к власти. После консолидации ханьская администрация стала представлять собой впечатляющий образец власти. Самого императора, возглавлявшего всю пирамиду власти, ханьские историки часто именовали "государством". Все руководящие указания объявлялись исходящими от императора. Он являлся единственным законодателем и верховным судьей. Более того, он считался верховным жрецом при проведении религиозных церемоний, затрагивающих империю в целом или вопросы престолонаследия. При императоре существовали два руководящих органа, состоявшие из высших чиновников (императорский кабинет). В первый входили т.н. "три герцога": имперский канцлер, имперский секретарь или вице-канцлер, а также верховный военачальник. Канцелярии этих трех высших должностных лиц являлись главными соответственно в трех областях управления: гражданской, надзорной и военной. Второй руководящий орган состоял из девяти министров с четко выраженными исполнительными функциями.

Китай во времена династии ХаньЭкспансия империи Хань. Внутренние войны, которые привели к установлению власти династии Цинь, а затем династии Хань, в значительной степени снизили экономический и культурный потенциал страны. Поэтому первые правители династии Хань были озабочены проблемой восстановления единства страны. Все изменилось после восшествия на престол императора Уди (140-87 до н.э.). Уди восстановил и усилил правительственные монополии и право государства осуществлять контроль над ценами, ограничив деятельность класса финансистов. Он также явился инициатором агрессивного внешнеполитического курса, в результате которого традиционные недруги Китая к северу от китайских границ, племена народности сюнну (гунны), лишились значительной части своей территории. Форпосты императорской власти были воздвигнуты в отдаленных районах Центральной Азии и на южном направлении в глубине Аннама (название, данное китайскими императорами территории современного северного и частично центрального Вьетнама). Уди предоставил конфуцианцам право определять официальную идеологию и обязательные правила поведения, изгнав из Императорской Академии представителей всех других философских школ и лишив последних какого бы то ни было влияния на результаты императорских экзаменов на замещение чиновничьих должностей. Последующие поколения правителей закрепили те начинания, инициатором которых был Уди, и к середине 1 в. до н.э. китайская империя переживала период расцвета.

Ван Ман. История династии Хань прерывается периодом, когда верховную власть в стране захватил узурпатор Ван Ман (9-23 н.э.). Ван заслуживает упоминания за попытки осуществить в стране ряд политических и социальных реформ. К тому времени власть центрального правительства столкнулась с жесткой оппозицией со стороны крупных семейств, опиравшихся не только на земельные владения и финансовую мощь, но и сохранившие под своим началом собственные армии. Ван попытался противопоставить им ряд контрмер, нацеленных на подрыв экономического влияния оппозиции. Однако реформаторские меры Вана не встретили поддержки даже со стороны лояльных официальных должностных лиц. Более того, Ван вызвал недовольство своих сторонников из числа крупных семейств, а также крестьянского населения. Природное бедствие, вызванное прорывом плотин на р.Хуанхэ, послужило причиной целого ряда восстаний и бунтов. Некоторые из этих восстаний вовлекли в свою орбиту крестьян. В других приняли участие крупные семейства, объединившиеся в коалиции; наконец, к третьим примкнули авантюристы из числа местных военачальников. Ван был свергнут без особого труда, но для установления хотя бы относительного порядка в стране потребовалось целое десятилетие. Наконец, на трон был возведен один из представителей крупных семейств, имевший дальнюю родственную связь с бывшим императорским домом. Под именем Гуану он стал императором династии Поздняя, или Восточная Хань, названной так в связи с переносом столицы империи из Чанъаня (недалеко от нынешнего г.Сиань) на восток в г.Лоян.

Поздняя Хань. Гуану своим восшествием на престол был обязан коалиции лидеров реставрации, поэтому правление династии Поздняя Хань, естественно, характеризовалось значительно большей самостоятельностью регионов. Однако даже в этих ограниченных рамках возродившаяся центральная власть смогла не только воссоздать стабильную систему управления, но и раздвинуть границы империи в юго-западном, северо-восточном и особенно северо-западном направлениях. Китайские владения в "западных регионах", завоеванные в результате ряда блестяще проведенных военных кампаний, вышли далеко за пределы территорий, которыми владела империя Ранняя Хань. В этот период, при росте регионализма, во властных структурах при императорском дворе доминирующее положение занимали три различные группы. Поскольку родственники царствующей особы по закону не могли занимать высшие государственные должности, последние были заполнены представителями следующего по иерархической линии семейного клана, т.е. клана жены императора или супруга императрицы. Случались времена, когда самые важные посты государственной администрации и командные позиции в армии почти целиком оказывались в монопольном владении родственников или друзей императриц. Вторую по важности группу во властной структуре императорского двора составляли дворцовые евнухи, которые благодаря приближенности к императору обладали весьма значительной властью. Третья группа состояла из столичных ученых-конфуцианцев, утверждавших, что именно они являются единственными носителями совершенной теории и потому правомочны определять правильный курс в политике и государственном управлении. Междоусобная борьба между этими тремя группами иногда обходилась очень дорого и стоила много крови. Неоднократно уничтожались целые кланы супруги (супруга) царствующей особы, и на место уничтоженного клана приходил другой клан. Иногда истреблялись евнухи. Но самую высокую цену человеческими жизнями пришлось заплатить конфуцианцам, которые обладали лишь интеллектуальной независимостью и отваживались вступать в борьбу, опираясь только на свои убеждения. В этих условиях, при обострении внутриполитической борьбы за власть, последние императоры династии Хань в значительной степени утратили свое главенствующее положение. Династия постепенно становилась все более слабой, пока не была окончательно свергнута в результате целой серии мятежей провинциальных военных лидеров и народных восстаний.

Политический раскол в послеханьский период. В 220 н.э. в Китае наступил период раскола, в результате которого, за исключением коротких промежутков времени, на территории страны одновременно существовали несколько отдельных государств. Начало этому периоду положила т.н. эпоха Троецарствия. Существенное влияние сохраняло расположенное на северной равнине царство Вэй, но с ним соперничали второе царство Шу, занимавшее территории в районах верхнего течения р.Янцзы на западе и юго-западе Китая, и третье царство У, с центром в долине нижнего течения р.Янцзы. Личности, противостоявшие друг другу в этом триумвирате, были описаны в китайском фольклоре. Одним из них был Цао Пэй, основавший династию Вэй (220-265 н.э.) в Лояне. Его проницательность и хитрость особо подчеркивались в позднейших художественных произведениях. На современной китайской театральной сцене он изображается как тонкий и умелый организатор политических интриг, а также как искусный любитель жизненных наслаждений. Одним из тех, кто сумел поднять авторитет западного царства Шу (221-264 н.э.), был был Гуань Юй, позднее вошедший в китайский пантеон в образе бога войны. На театральной сцене он изображается в белой маске, которая символизирует преданность и доброту. Второй герой царства Шу Чжугэ Лян был великим ученым и военным стратегом, его талант позволил третьему герою, Лю Бэю, и последующим правителям царства Шу сохранить царство. Третье царство, У (220-280 н.э.), приобретало свой вес и значение постепенно, вырастая за счет миграции населения с севера на юг. Поток мигрантов на юг достиг своего апогея, когда захватчики "варвары", волна за волной стали вторгаться в северные глубинные районы Китая, переходя незащищенные границы. Преемники царства Вэй правители династии Цзинь (265-420 н.э.) перед лицом этих нашествий не могли долго удержаться у власти, за ними наступил длительный период, когда в северной части Китая существовал целый ряд царств и империй, образованных самыми различными лидерами-некитайцами. Среди них были представители тунгусских племен, тюрков, гуннов и тибетцев. Китайская культура на севере страны была поставлена буквально на грань выживания. Из числа многочисленных соперничавших между собой династий того периода самой заметной была династия, основанная семейным кланом под названием "тоба" и, возможно, имеющим тунгусское происхождение. Лидеры этой династии (которую иногда именуют Тоба-Вэй, или Северные Вэй, 386-557 н.э., чтобы не путать ее с династией, правившей более ранним царством Вэй, входившим в состав трех царств эпохи Троецарствия) были достаточно умны и понимали, что удержаться у власти они могут, лишь поддерживая могущество своего племени путем тесного сотрудничества с китайцами. Двойственная культура, возникшая на этой базе, стала образцом для последующих династий, которые создавались завоевателями. Представители нетитулованной знати в царстве Тоба-Вэй прошли очень долгий путь приобщения к китайской культуре и овладения китайским искусством политического и административного руководства. Более того, они получили известность как покровители искусств, при них были сооружены знаменитые пещерные храмы. Первыми из серии таких храмов были храмы в Юньгане на севере Шаньси недалеко от Датуна, где первоначально размещалась столица Тоба. Позднее, после переноса столицы в Лоян, они продолжили работы по сооружению храмов в скалах Лунмэнь (по берегам р.Ихэ). Оба эти храма являются прекрасными свидетельствами внедрения и постепенной ассимиляции буддийского искусства, представленного греко-индийской школой скульптуры Гандхара. Со временем династия Тоба стала слабеть под ударами восстаний своих собственных степных племен. Однако Тоба удалось сохранить свое династическое правление значительно дольше других завоевателей. Последние не могли удержаться у власти дольше одного-двух поколений императоров. На юге страны в долине р.Янцзы неустойчивые династические правления быстро следовали одно за другим. Наплыв китайских мигрантов с севера изменил облик юга. Последний стал опережать север в экономической, политической и культурной областях. Большая часть южных династий в интеллектуальном и культурном планах находилась под сильным влиянием буддизма, достигшего в ту эпоху наибольшего влияния в Китае.

ИМПЕРАТОРСКИЙ КИТАЙ. ВТОРАЯ ФАЗА

Династия Суй (581-618 н.э.). Эпоха раздробленности завершилась почти случайно. В 581 н.э. основатель династии Суй завоевал еще остававшиеся под властью варваров северные земли, а затем присоединил к империи юг страны. Эта династия смогла сформировать как экономические, так и административные органы, способные обеспечить целостность империи. Был разработан и осуществлен план сооружения Великого канала, который соединил р.Хуанхэ и другие речные системы Севера с реками Хуайхэ, Янцзы и с южными провинциями. Знаменитая система экзаменов, использовавшаяся для вербовки китайского чиновничества в Суйский период, приобрела свою законченную форму. С помощью этой экзаменационной системы по всей стране производился отбор талантливых людей, которые затем переводились в распоряжение аппарата администрации. Однако дорогостоящие и неудачные завоевательные походы способствовали быстрому истощению сил. Роскошь и расточительство ложились дополнительным бременем на экономику. Правители династии Суй не могли четко определить свои позиции в отношении конфуцианства, буддизма и других философских школ.

Династия Тан (618-907 н.э.). В 618 н.э. была основана новая династия Тан, правление которой явилось одним из самых славных периодов в китайской истории. Деятельный и гуманный характер правления основателей этой династии Гао-цзу и его сына Тайцзуна позволили восстановить империю. Так называемые Западные регионы были присоединены к владениям Китая, к императорскому двору направляли свои посольства Персия, Аравия и другие западно-азиатские государства. Кроме того, были расширены границы на северо-востоке страны; в число имперских владений вошла Корея. На юге была заново утверждена власть Китая над Аннамом. Поддерживались отношения с другими странами Юго-Восточной Азии. Таким образом, территория страны по своим размерам стала почти равной территории Китая периода расцвета Ханьской династии. В те времена Китай считался не только самой мощной, но и самой гостеприимной державой в мире. Религиозные деятели и философы, вынужденные покинуть родину, находили в Китае убежище и покровительство со стороны императора. Не только религии, распространенные в Персии, но и одна из христианских сект, а именно несторианская церковь, сумела приобрести в Китае значительное число последователей. Буддисты из Кореи и Японии регулярно совершали паломничество к святым местам в Китае, а китайские буддисты поддерживали связи с буддийскими центрами в Индии. Танская эпоха была свидетельницей исключительного расцвета китайского искусства и литературы. Такие поэты, как Ван Вэй, Ли Бо и Ду Фу, вызывали восхищение общества и двора. Большинство танских императоров активно покровительствовали поэзии, театральному искусству и музыкальному творчеству, а многие сами проявляли значительные творческие способности. Экономические и административные новшества периода правления династии Суй были восприняты и закреплены в танскую эпоху. Был введен в действие совершенно новый порядок долговременного владения землей, в соответствии с которым образование крупных земельных владений было ограничено, а крестьяне получили возможность поддержания стабильного уровня жизни. Подверглась рационализации структура административного аппарата, и он достиг такой степени компетенции, которая сохранилась и после окончания периода расцвета династии. Наиболее значимым из всех этих достижений была созданная в Танскую эпоху юридическая система, которая в конечном счете порвала с нигилизмом периода Цинь, полностью восприняв конфуцианский образ мышления. Был сформулирован и обязательный свод социальных традиций и правил поведения, которые тоже были пропитаны духом конфуцианства. Вместе с тем первые танские императоры не смогли установить контроль над армией. Воинские гарнизоны располагались вдоль границ империи, и их командующим было предоставлено право проявления личной инициативы. Сильные императоры еще пользовались лояльностью этих военачальников, однако ослабление власти трона позволило приграничным сатрапам выйти далеко за рамки предоставленных им полномочий и распространить военную власть на местную гражданскую администрацию. В 755 н.э. один из командущих, согдиец по происхождению, почти уничтожил императорскую династию. Это был Ань Лушань, положивший конец блестящему правлению императора Сюаньцзуна и нанесший серьезный урон престижу императорской власти. В стране началась длительная гражданская война, и вновь в целях восстановления династии императорам пришлось опираться на войсковых командиров, которые не обладали никакой самостоятельностью, а также на наемные войска из иностранцев преимущественно тюркского происхождения. Изменение политического климата совпало с переменами в административной системе, которые часто рассматриваются как важная эпоха в истории императорского Китая. Города, бывшие прежде административными центрами, превратились в арену деятельности растущего класса буржуазии, который завоевал экономические позиции в результате расширения производства и торговли. Попытки императорского двора сохранить контроль хотя бы над внешней торговлей путем создания в главных торговых портах инспекционных контор, обслуживаемых евнухами, оказались напрасными. Частные торговцы очень быстро научились обходить или прибирать к рукам эти учреждения. Растущая уверенность этого нового класса в своих силах со временем вынудила и императорский двор признать его силу. И хотя государственная административная машина сумела выдержать нажим этих дополнительных и разнообразных тенденций, позиции двора ослабевали, а могущество местных военных лидеров продолжало расти. Итогом этого процесса явились восстания и мятежи, которые в конечном счете привели к крушению династии Тан. Одним из них, охватившим самую обширную территорию и получившим наибольшую известность, было восстание под руководством Хуан Чао, который во второй половине 9 в. провозгласил себя императором и разграбил торговый город Кантон, уничтожив при этом более 100 тысяч обосновавшихся в нем арабов. Один из местных военачальников убил Танского императора, принудил наследника отречься от престола и основал новую династию Лян. Последняя, правившая страной в течение недолгого времени, так же как и несколько последующих династий, ни одна из которых не смогла надолго закрепиться у власти, правила в течение т.н. периода "Пяти Династий", когда число военных группировок, претендовавших на трон, доходило до 20.

Китай во времена династии ТанСеверная Сун (960-1127 н.э.). Когда основатель сунской династии Тай-цзу вновь восстановил единство империи, ему пришлось не только принять меры по ликвидации беспорядков, но и взяться за решение проблем, оставшихся не решенными в период правления династии Тан. Границы державы в сунскую эпоху значительно сузились. Две иностранные империи, образовавшиеся к тому времени, оккупировали часть китайской территории, и у китайцев не было сил противостоять захватчикам. Первой из этих империй была империя Ляо, основанная тунгусским (эвенки) племенем киданей. Империя Ляо включила в свой состав Маньчжурию, Внутреннюю Монголию и северную часть китайских провинций Хэбэй и Шаньси, в том числе города Пекин и Датун. Другим государством была империя Сися, образованная тангутами, заселившими земли вдоль китайской границы на северо-западе. Военные экспедиции Китая против этих двух империй оказались неудачными, и в результате Китай был вынужден подписать с ними специальные соглашения, включавшие ряд унизительных статей, в том числе выплату ежегодной дани. В течение всего периода правления династии Сун Китай никогда не претендовал на свои бывшие земли в регионе Центральной Азии. Не вернул Китай и свои бывшие владения в Юньнани и часть территорий в провинциях Сычуань и Гуйчжоу, оккупированные в Танскую эпоху тайским народом наньчжао, а также владения в Аннаме, которые принадлежали Китаю в течение тысячи лет. Судьба династии Тан показала двойственную природу правительственной армии. Поэтому Суны держали все армейские формирования под строжайшим контролем центра и стремились использовать военных как можно реже, даже в ущерб чувству национальной гордости. Тенденция к централизации прослеживается во всех политических деяниях Сунской империи. Деспотия была превращена в систему и оформлена организационно, хотя сунские императоры редко прибегали к использованию своих конституционно узаконенных полномочий. Параллельно принимались меры по стимулированию прогресса в области политической теории. Еще в танскую эпоху в литературных и философских кругах набирало силу движение, выступавшее против либеральных конфуцианских школ прошлого и против тех элементов буддизма, которые не согласовывались с идеей централизованной власти. Основатель этого движения Хань Юй (768-824) в свое время не получил признания со стороны конфуцианцев. Но в начальный период династии Сун его школа возродилась. Чжоу Дуньи (1017-1073), Чэн И (1033-1108) и в более поздний период сунской эпохи Чжу Си (1130-1200) были в числе основателей и хранителей неоконфуцианства, создавшего мировоззрение, в котором выражалась поддержка политической философии авторитаризма. Все без исключения последующие династии восприняли неоконфуцианство в качестве ортодоксального учения и пытались подавить все оппозиционные авторитаризму направления мысли, объявив их ересью. Однако еще до того, как неоконфуцианцы достигли доминирующего положения, правители сунской династии предприняли попытку установления непосредственного контроля над некоторыми секторами экономики. Их инициатор Ван Аньши (1021-1086) был исключительно энергичным человеком. Предлагавшиеся им меры включали централизацию всей торговой и транспортной системы, правительственные займы, введение новой системы налогообложения и создание милиции. Эти реформы были осуществлены несмотря на сильное противодействие консервативной части чиновников-конфуцианцев, которые в конечном счете все-таки одержали верх. Острая межфракционная борьба значительно ухудшила и без того слабые позиции императорского дома.

Китай во времена династии СунЮжная Сун (1127-1279). Начало 12 в. ознаменовалось очередным политическим кризисом. В этот период расположенная на севере империя Ляо была покорена империей Цзинь, основанной другими северо-восточными племенами чжурчжэнями. Завоеватели не были удовлетворены границами Ляо с Китаем. Они хлынули на территорию Северо-Китайской равнины и в 1127 оккупировали столицу Сунской империи г.Кайфэн, взяли в плен императора Циньцзуна и его отца Хэйцзуна. Сунский императорский двор перебрался в новую столицу (нынешний город Ханчжоу) к югу от р.Янцзы. Приграничные войны, а иногда и военные кампании более крупного масштаба оставались главной проблемой империи Южная Сун в течение всего периода ее существования. Вполне вероятно, что лишь недоверие к собственным военачальникам не позволило Сунам вернуть утраченные земли. Среди генералов сунской армии того времени было несколько полководцев, прежде всего генерал Юэ Фэй, которые отличались своей энергией и стратегическими талантами. Однако императорский двор предпочел пойти на подписание мирного соглашения с Цзинями и отозвал свои войска с полей сражений. Юэ Фэя заключили в тюрьму и отравили, но благодаря завоеванной им в сражениях боевой славе он был в дальнейшем включен в китайский пантеон как один из богов войны. Императорский двор династии Южная Сун отказался прислушаться и к советам представителей влиятельной школы политической мысли прагматистов, чьи идеи основывались на крайнем патриотизме и стремлении отвоевать утраченный Север. Суны рассматривали прагматистов как противостоящий им источник силы и идеологии. Многие из сунских императоров, будучи большими любителями искусства, собрали ценнейшие коллекции. Некоторые из них, включая императора Хэйцзуна, сами были талантливыми художниками. Литературные творения эпохи Сун почти достигали уровня величайших шедевров Тан. Это был период т.н. классических песен, которые слагались в виде стихов с различной длиной строки, с исключительно сложным ритмическим рисунком и рифмой в отличие от строго выдержанных в определенном размере стихов танского периода.

Монгольская (Юаньская) династия (1271-1368). Сунская династия завершила свое царствование с приходом монголов, вождь которых Чингисхан к тому времени осуществил успешные завоевательные походы в Западную Азию. Внук Чингисхана Хубилай присоединил Китай к владениям империи монголов и стал основателем монгольской династии на китайской земле. Монголы рассматривали Китай преимущественно в качестве объекта эксплуатации. Они почти не обращали внимания на китайские традиции и ввели в стране новую классовую иерархию, в которой все высшие посты были заняты самими монголами. На следующем уровне находились иностранцы, которых монголы использовали на высших административных должностях. Рангом ниже стояли китайцы-северяне, земли которых были отвоеваны у империи Цзинь. Наконец, низшую и самую презираемую группу составляли китайцы-южане, бывшие подданные сунской империи. Список привилегий, обычно связанных с определенной профессией или должностью, был также пересмотрен, и в результате ученые-конфуцианцы, традиционно относившиеся к особо почетной профессии, оказались на самом дне монгольской иерархии. Попытки монголов завоевать Японию и остров Ява закончились неудачей, но монгольская заинтересованность в заморских странах, возможно, помогла сохранить и развить тенденцию к организации дальних экспедиций. Внешняя торговля, получившая значительное развитие уже в сунскую эпоху, в этот период завоевала новые рубежи, и китайские джонки стали заходить во многие порты стран Юго-Восточной и Южной Азии. На материковой части монголам удалось вернуть все территории, утраченные Китаем в сунскую эпоху, и присоединить земли, прежде никогда не принадлежавшие китайцам. Китайцы издавна питали интерес к Юго-Западному Китаю, где теперь лежало покоренное монголами царство Наньчжао. Завоевание Тибета было осуществлено без особых военных усилий, и тибетские монахи стали играть значительную роль в культурной и политической жизни столицы. В этот период на Восток начали прибывать первые христианские миссии, и монголы не только терпели их присутствие, но даже оказывали им поддержку. Из соображений стратегического порядка монголы основали свою столицу на месте нынешнего Пекина. Однако затем они обратились к старой китайской идее соединения столицы с более преуспевающими в экономическом отношении регионами при помощи Великого Канала, который был реконструирован. Таким образом, долина нижнего течения р.Янцзы сохранила свое положение главной экономической базы страны, а вместе с тем и главного источника богатств и талантов.

Династия Мин (1368-1644). В ходе восстаний, имевших место в завершающий период монгольского правления, богатые китайские семьи стремились вернуть себе утраченные позиции. Чжу Юаньчжан, ставший основателем Минской династии, не был представителем шэньши и считал интересы этого сословия, а равным образом и господство чиновничества в управлении страной опасными для той формы государственного аппарата, которую он собирался создать. Тенденция к узаконенной централизации правления, заметно проявившаяся уже в сунский период, получила приоритетное развитие в минскую эпоху. Даже должность канцлера главного политического советника императора при всех китайских династиях, не была сохранена при Минах. Никогда еще с подданными страны не обращались с такой жестокостью. Наказание ударами палки высокопоставленных чиновников в присутствии всего двора стало привычной практикой, известны случаи, когда казненного чиновника в виде чучела вешали в кабинете его преемника. Деспотический режим мог сохраняться лишь во времена правления сильных и энергичных императоров. Скоро, однако, правители стали склоняться к роскоши дворцовой жизни и власть оказалась у евнухов. Время от времени между конфуцианским чиновничеством и евнухами вспыхивали ожесточенные схватки, в которых обычно поражение терпели конфуцианцы, как это уже случалось в годы правления императоров династии Хань более тысячи лет назад. Попытки усилить действенность тех конфуцианских концепций, которые подчеркивали необходимость уважения человеческого достоинства и независимость творческой индивидуальности, делались еще в сунский период. В минскую эпоху их проведение в жизнь продолжил один из величайших китайских философов Ван Янмин (Ван Шоужэнь, 1472-1529). В конце правления династии Мин конфуцианское учение вновь вернуло себе жизненность и силу. Фигуры величайших представителей конфуцианской философии, которым удалось сохранить свое влияние при династии Мин и пришедшей ей на смену династии Цин, продлили конфуцианству жизнь еще на 300 лет. Со временем Минам удалось восстановить власть империи над большей частью своих бывших территорий на северо-западе. Получили развитие и внешнеторговые связи. При поддержке двора китайские торговые суда достигали даже берегов Африки. Первые императоры минской династии пытались держать контроль над внешней торговлей в своих руках, что было и доходным, и престижным делом, однако частные торговые предприятия вскоре стали успешно конкурировать с государственными. Большие группы китайских поселенцев высаживались на острова региона Юго-Восточной Азии и устраивали там китайские колонии. Сектора экономики, не связанные с сельскохозяйственным производством, такие как горное дело и металлургия, также получили значительное развитие. Закат минской династии в большей степени был обусловлен внутренним распадом, чем иностранными вторжениями. Тем не менее на северо-восточных границах Китая возник новый и могущественный противник. Вождь потомков чжурчжэней (Цзинь) Нурхаци (в 1616 основал династию Поздняя Цзинь) смог уже в конце 16 начале 17 вв. создать империю для себя и своего народа, маньчжуров. Империя Нурхаци до некоторой степени была типичной приграничной империей, но ее вождь в гораздо большей мере использовал китайский опыт в административной и военной областях для укрепления собственного господства. В организации его вооруженных сил сочетались черты, присущие войскам степных народов, и китайские методы более жесткого управления и контроля. Какое-то время все его внимание занимали приграничные войны, а отдельные походы более крупного масштаба успешно отражались минскими войсками. Поэтому можно считать почти случайностью, что маньчжурам удалось пробиться через проходы в Великой Китайской стене. После этого, несмотря на попытки отдельных минских князей опереться на возродившийся дух патриотизма, окончательный исход борьбы был предрешен. Даже такие отдаленные провинции, как Юньнань и Гуйчжоу, где отдельные отпрыски минской династии смогли удерживать свои позиции, в конечном счете оказались в руках захватчиков.

Китай во времена династии МинМаньчжурская (Цинская) династия (1644-1912). Династия, образованная маньчжурами, с точки зрения государственного устройства была более китайской, чем все остальные династии, прежде создававшиеся захватчиками. Оккупанты переняли абсолютно все китайские традиции управления. Маньчжурская династия отличалась от исконно китайской лишь тем, что гарнизоны маньчжурских войск, дислоцированные в стратегически важных пунктах по обе стороны горных проходов, вынуждены были добиваться поддержки китайского населения. К концу 18 в. маньчжурская империя распространила свою власть в северо-западном направлении над огромными территориями, некогда принадлежавшими империи Хань. К ним добавились Внутренняя и Внешняя Монголия на севере, присоединенные в результате военных экспедиций или путем переговоров. Протекторат над Тибетом был восстановлен, а некоторые гималайские государства превращены в вассалов китайского трона. Был установлен суверенитет Китая над Кореей и рядом стран Юго-Восточной Азии. При маньчжурской династии упрочились контакты Китая с Западом и западными концепциями в области религии, культуры и технологии. Еще в поздний период минской эпохи наблюдался широкий приток в Китай миссий Римской католической церкви, по большей части иезуитов, организовавших приходы во многих провинциях страны и даже наладивших тесные связи с императорским двором. Авторитет иезуитов поддерживался тем, что они являлись представителями не только западной церкви, но и западной культуры, технических и прикладных наук. Это было время, когда с помощью европейских астрономов был разработан китайский календарь, когда европейские географы создали карты территории Китая, когда европейские мастера отливали китайские пушки, а европейские архитекторы строили китайские дворцы, когда китайские картины рисовали европейские художники и, наконец, когда уровень сельскохозяйственного производства в Китае с помощью европейских агрономов поднялся на новую высоту. Образ Китая, который создали возвращавшиеся в Европу иезуиты и который оказал огромное влияние на характер мышления и стиль поведения европейцев, обладал большой притягательной силой. Китайские императоры управляли страной, населенной народами самого разнообразного этнического происхождения; административная машина империи функционировала вполне исправно; китайская культура переживала эпоху наивысшего расцвета; наконец, авторитет ученых-философов, по крайней мере приверженцев ортодоксальной школы, никогда еще не завоевывал такого признания правителей и народа. В стране царил мир. Процветали ремесла и торговля.

УПАДОК ИМПЕРАТОРСКОГО КИТАЯ

На фоне столь значительных достижений бедствия, выпавшие на долю династии в 19 и начале 20 вв., выглядели особенно драматично. Последние годы существования цинской династии заслуживают отдельного рассмотрения. Плохое управление внутри страны и неспокойная обстановка в сельских районах, усугубляемые беспрецедентным ростом народонаселения, привели к грандиозному восстанию, которое в середине 19 в. приобрело характер революции. Во внешнеполитической сфере европейские державы, подталкиваемые ускоренными темпами экономического роста периода индустриальной революции в Европе, впервые сделали попытку силой заставить Китай открыть двери для европейских товаров и нового образа мышления. Это сочетание нажима изнутри и извне принесло много невзгод и лишений как китайскому народу, так и его правительству, но одновременно дало толчок формированию движений за социальные и политические перемены.

Восстание и интервенция. В конце 18 в. проявились традиционные симптомы упадка династической власти. Коррупция в правительстве, пользовавшаяся поддержкой небезызвестного Хэшэня (ум. 1799), достигла невероятного размаха; неспокойная обстановка в обществе находила выход в восстаниях, в частности, в восстании "Белого лотоса" (1796-1804). Регулярные императорские войска, т.н. "восемь знамен" и "армия зеленого штандарта", к тому времени полностью разложились, и вся тяжесть защиты династии легла на плечи спешно сформированных армий типа "сянъюн" (букв. "местных храбрецов"), которые во второй половине 19 в. преобразовались в армию "юнъин" (букв. "храбрых батальонов"), опору династии Цин. Начиная с 18 в. Китай страдал и от отсутствия дальновидного руководства. Императоры Цзяцин (1796-1820), Даогуан (1821-1850) и Сяньфэн (1850-1861) вряд ли были способны к руководству государством. Проницательная вдовствующая императрица Цыси (умерла в 1908), обладавшая железной волей, правила Китаем большую часть второй половины 19 в. и первое десятилетие 20 в. Однако ее представления о путях решениях стоявших перед страной проблем были весьма ограниченными, а искусное манипулирование фракциями чиновничества зачастую наносило ущерб интересам страны. Ухудшилось и международное положение Китая. Сведения о характере деятельности европейцев в Индии, Малайе и на Филиппинах, как и вероломное поведение первых португальских и голландских купцов в прибрежных районах Китая, привели к постепенному росту в стране антиевропейских настроений, а некоторые аспекты деятельности и конфликты иезуитских, францисканских и доминиканских миссионеров в Китае вызывали лишь дополнительные подозрения. После 1724 в стране была запрещена пропаганда христианства, а после 1757 иностранная торговля могла осуществляться только через самый южный китайский порт Кантон, где иностранцам было разрешено совершать торговые экспортно-импортные сделки во время краткого "торгового сезона" и только через "императорских купцов", а позднее через кохонг (гунхан) китайскую купеческую корпорацию, действовавшую по указаниям императорских чиновников. По окончании "торгового сезона" все иностранцы должны были проживать в Макао, находившемся под властью португальцев начиная с 16 в. Эта императорская монополия на китайскую торговлю с Западом вместе с имперскими положениями, ограничивавшими ассортимент разрешенных к продаже товаров, все больше раздражала представителей европейских коммерческих кругов, которые пришли к твердому решению уничтожить все барьеры на пути торговли с Китаем. В первое время Китаю удавалось противодействовать усилиям Запада изменить систему монопольной торговли в Кантоне. Попытки англичан (наиболее заинтересованной торговой стороны) установить более упорядоченные торговые и дипломатические отношения с цинским правительством имеются в виду, в частности, миссии, возглавлявшиеся лордом Джорджем Макартнеем (1793) и лордом Уильямом Питтом Амхерстом (1816), окончились провалом. Однако к 1830 в результате суммарного влияния таких факторов, как оскорбительность кантонской системы торговли и изменение баланса торговли в пользу Англии (отчасти вследствие увеличения объема продажи индийского опиума Китаю), создалась кризисная ситуация, приведшая к Первой Опиумной войне (1839-1842). Непосредственной причиной войны стала осуществленная в нарушение императорских эдиктов, запрещающих ввоз опиума в Китай, торговля индийским опимом. Начало войны ускорил китайский особоуполномоченный Линь Цзэсюй своими решительными действиями по запрету торговли опиумом в Кантоне. Однако существовала и более основательная причина, которая заключалась в столкновении между китайским мировоззрением эгоцентризма, обосновывавшим изоляцию Китая от внешнего мира мира "варваров", и западной системой международных отношений и свободной торговли. На начальном этапе военной конфронтации ощущалось превосходство западной техники, однако понадобилось еще долгих 20 лет очень упорных переговоров и, в конечном счете, еще одна война (Вторая Опиумная война, 1856-1860), прежде чем Китай согласился принять западную систему международных отношений. По условиям целой серии договоров, заключенных с несколькими европейскими державами в период между 1842 и 1860 (Нанкинский договор 1842, Тяньцзиньский договор 1858 и Пекинские конвенции 1860), Китай постепенно стал участником "системы неравноправных договоров", принципиальными требованиями которых были: 1) открытие для иностранцев специально оговоренных портов, включая Кантон, Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай, для проживания и торговли, а также полное отделение Гонконга; 2) учреждение специальных сеттльментов в этих портах, находящихся под управлением иностранной администрации; 3) экстерриториальность, или распространение действия законов страны участника договора на ее граждан, находящихся в Китае; 4) открытие в Китае иностранных дипломатических представительств; свобода плавания иностранных судов в китайских территориальных водах; участие в регулировании китайских таможенных тарифов со стороны иностранных партнеров; деятельность внешнеторговых таможенных учреждений под руководством таможенных управлений с иностранным персоналом, находящимся на китайской службе; 5) доступ миссионеров в глубинные районы Китая. Положение о "стране, пользующейся правом наибольшего благоприятствования", содержавшееся практически во всех договорах, заключенных после 1843, означало распространение прав и полномочий, предоставленных стране, подписавшей договор, на другие страны.

Китайские порты, открытые для иностранной торговли, 1842-1874Тайпинское восстание. Китайская реакция на усиливающееся давление со стороны Запада, конечно, в значительной степени определялась ситуацией внутри страны, которая в середине 18 в. была крайне неустойчивой. В период между 1840 и 1860 революционные восстания вспыхивали во всех 18 провинциях. Четыре восстания создали серьезнейшую угрозу существованию династии. Два выступления были организованы мусульманским населением юго-запада (1855-1873) и северо-запада страны (1862-1878). Еще два получили названия Тайпинское восстание (1850-1864) и Няньцзюаньское восстание (1853-1868). Тайпинское восстание было самым мощным и организованным. На протяжении почти 15 лет отряды тайпинов действовали в 16 из 18 провинций страны. Отправным пунктом Тайпинского восстания стала межклановая вражда в Южном Китае, усилившаяся под влиянием бурного роста народонаселения и раздуваемая недовольством этнически обособленных сообществ хакка. Однако особый характер этого движения определялся присущей ему уникальной идеологией, представлявшей нечто среднее между псевдохристианской догматикой и традиционно китайскими идеями. Проповедником этой идеологии был самопровозглашенный младший брат Христа Хун Сюцюань. Этот Хун, ученый-неудачник, несколько раз проваливавший экзамены на занятие должности в системе гражданской администрации, почерпнул свое религиозное вдохновение от миссионеров в Кантоне и из памфлетов Лян Афа первого обращенного в протестантскую религию китайца. Религиозная пропаганда Хуна обещала, помимо избавления от маньчжурских "демонов", вознаграждение в раю. Кроме того, идеология тайпинов подчеркивала равенство людей (включая женщин) перед Богом и обещала помощь калекам, одиноким вдовцам, вдовам и сиротам. Восставшие клялись ликвидировать торговлю опиумом, азартные игры, женское рабство, проституцию и бинтование ног. Земельная программа тайпинов ставила своей целью дать "землю всем, чтобы ее обрабатывать, пищу всем, чтобы есть, одежду всем, чтобы носить, и деньги всем, чтобы их тратить". Эта революционная программа, по существу, никогда не была проведена в жизнь. Одним из препятствий на пути ее практического претворения было то, что участники восстания большую часть своего времени проводили в боях, даже после основания столицы тайпинов в Нанкине в 1853. К тому же у них не хватало кадров администраторов, поскольку большинство грамотных чиновников связывали свои личные интересы с династией Цин. Для решения острой проблемы продовольственного снабжения тайпины были вынуждены использовать местную элиту, способную платить налоги, помещиков и бывших мелких чиновников местных правительств. Кроме того, тайпины допустили ряд грубых стратегических ошибок. Кровавая чистка, осуществленная в 1856, лишила нанкинский режим лучших лидеров. Вместе в тем, несмотря на всю слабость движения, оно оставалось серьезной угрозой для династии. Новые императорские армии (юнъин), в особенности находившиеся под командованием Цзэн Гофаня и Ху Линьи, в боях на территориях провинций по среднему течению р.Янцзы остановили наступление тайпинов, но превосходство императорских войск над восставшими стало очевидным только в начале 1860-х годов благодаря военной поддержке Запада. Признание многими высокопоставленными чиновниками династии Цин в тайпинский период превосходства европейского вооружения и техники, по существу, послужило вдохновляющим фактором возникновения т.н. "движения самоусиления" своеобразной попытки усилить военный и экономический потенциал Китая, предпринятой после 1860 патриотически настроенными должностными лицами, чтобы более эффективно противостоять как восстаниям внутри страны, так и внешней агрессии. К сожалению, достигнув успеха в предотвращении новых крупномасштабных восстаний в последние десятилетия 19 в., династия оказалась не в состоянии начать важнейшие реформы. В столицу продолжали поступать сообщения о сотнях восстаний локального масштаба. Знаменитая "реставрация Тунчжи" 1860-х годов принесла успех в деле восстановления авторитета императорской власти и сохранения конфуцианского наследия. Однако те же преданные трону государственные деятели, что восстановили мир и порядок в обществе (основную роль в котором играли шэньши), были вынуждены идти на различные компромиссы в тех случаях, когда речь шла о постоянных нарушениях законности со стороны бюрократии и местной элиты.

Иностранное влияние и реформы. После заключения Пекинской конвенции 1860 отношения Китая с зарубежными странами улучшились. Присутствие иностранных посольств в столице и учреждение в 1861 министерства иностранных дел (Цзунли ямэнь) свидетельствовали о совместных усилиях Китая и Запада разрешать возникающие межгосударственные противоречия в рамках существующих договоров. Учреждение императорской таможенной инспекции символизировало совершенствование административной системы в духе т.н. политики взаимного сотрудничества. Созданное в 1854 в Шанхае, это совместное китайско-иностранное предприятие в 1860-е годы распространило сферу своей деятельности на другие открытые порты. Оно подчинялось централизованному управлению, возглавлявшемуся британским генерал-инспектором Робертом Хартом. Система существующих договоров обеспечила благоприятные условия для иностранного влияния в самых различных сферах. Публикации миссионерских общин и переводы на китайский язык западной литературы дали возможность китайскому обществу, по меньшей мере его наиболее просвещенным кругам, ознакомиться с новыми областями знаний. Китайцы, поддерживавшие тесные профессиональные связи с представителями Запада, дипломаты, военные, служащие таможенных учреждений неизбежно попадали под влияние западных идей и порядков. Однако европейцы и американцы отнюдь не всегда производили на китайцев благоприятное впечатление. Привилегии, которыми пользовались иностранцы, оставались постоянно действующим фактором раздражения. Иностранные дипломаты часто надменно относились к китайцам, а вмешательство западных торговцев и миссионеров в китайские дела вело к усилению напряженности. В результате нередко вспыхивали мятежи, направленные против иностранцев. Наиболее серьезным столкновением явилась т.н. "тяньцзиньская резня" (1870). Между китайцами и миссионерами, обращавшими их в свою веру, возникали многочисленные случаи судебных тяжб. В 1873 послы иностранных держав добились освобождения от обязанности совершать низкий поклон императору во время аудиенций. В 1874 японцы вторглись на территорию восточной части о-ва Формоза (Тайвань); соглашение об их эвакуации было достигнуто с помощью английских посредников, но Формоза была включена в число территорий, открытых для иностранной торговли. В 1875 т.н. инцидент с Маргари в Юньнани (убийство местными жителями англичанина Огастеса Маргари) привел к передаче Англии Верхней Бирмы, которую Китай считал своим протекторатом. В 1879 Япония аннексировала острова Рюкю бывшее вассальное государство, выплачивавшее Китаю дань. В 1880 конфронтация между Китаем и Россией на р.Или привела к более четкой демаркации границы двух государств в ущерб Китаю. После китайско-французской войны 1884-1885 Китай был вынужден признать протекторат Франции над Вьетнамом, еще одним вассалом Китая. Кульминацией всех этих кризисных явлений явилось поражение Китая в китайско-японской войне 1894-1895. По Симоносекскому договору, завершившему войну, Китай был вынужден признать независимость Кореи и передать Японии провинцию Тайвань.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины