Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - китайская философия. военная школа

Китайская философия. военная школа

китайская философия. военная школа
Военная школа выработала философское учение о военном искусстве как одной из основ социальной регуляции и выражении общекосмических законов. Она синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, "школы темного и светлого [[мирообразующих начал]]" и моизма. В Хань шу, в главе И вэнь чжи ее представители разделены на четыре группы знатоков: стратегии и тактики (цюань моу), расположения войск на местности (син ши), временных и психологических условий войны (инь ян), боевых приемов (цзи цзяо). Теоретический фундамент этой школы составляют конфуцианские принципы отношения к военному делу, изложенные в Хун фане, Лунь юе, Си цы чжуани: военные действия последнее на шкале государственных дел, но необходимое средство пресечения смут и восстановления "гуманности" (жэнь2), "должной справедливости" (и1), "благопристойности" (ли2) и "уступчивости" (жан). Наиболее важные сочинения, представляющие идеи "военной школы", Сунь-цзы (5-4 вв. до н.э.) и У-цзы (4 в. до н.э.). Вместе с пятью другими трактатами они были объединены в Семикнижие военного канона (У цзин ци шу), положения которого легли в основу всех традиционных военно-политических и военно-дипломатических доктрин Китая, Японии, Кореи и Вьетнама.

Состав Семикнижия военного канона окончательно определился лишь в 11 в. В него вошли трактаты, созданные с 6 в. до н.э. по 9 в. н.э.: Лю тао (Шесть планов), Сунь-цзы [[бин фа]] (Учитель Сунь [[о военном искусстве]]), У-цзы [[бин фа]] (Учитель У [[о военном искусстве]]), Сыма фа (Правила Сыма), Сань люэ (Три стратегии), Вэй Ляо-цзы, ([[Трактат]] Учителя Вэй Ляо), Ли Вэй-гун вэнь дуй (Диалоги [[императора Тай-цзуна]] с вэйским князем Ли).

В 1972 в КНР был найден еще один фундаментальный трактат "военной школы", считавшийся утраченным к середине I тысячелетия, Сунь Бинь бин фа (Военные законы Сунь Биня). Мировоззрение "военной школы" основывается на представлении о циклическом характере всех космических процессов, являющихся переходом противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь ян и циркуляции "пяти элементов".

Этот общий ход вещей есть путь "обращения к корню и возвращения к началу" (У-цзы), т.е. дао. Представители "военной школы" положили концепцию дао в основу всего своего учения. В Сунь-цзы дао определяется как первый из пяти устоев военного искусства (наряду с "условиями Неба и Земли", качествами полководца и законом-фа1), состоящий в единстве волевых помыслов (и3) народа и верхов.

Поскольку война рассматривается как "путь (дао) коварства", дао связывается с идеей эгоистической самостийности и индивидуальной хитрости, которая была развита в позднем даосизме (Инь фу цзин). Согласно У-цзы, дао умиротворяет и становится первым в ряду четырех общих принципов успешной деятельности (остальные "должная справедливость", "спланированность", "требовательность") и "четырех благодатей" (остальные "должная справедливость", "благопристойность/этикет", "гуманность").

В социальной жизни также действуют противоположности, в ней взаимообусловлены "культура" (вэнь) и оппозиционная ей "воинственность" (у2), "воспитание" (цзяо) и "управление" (чжэн3); в одних случаях необходимо опираться на конфуцианские "добродетели" (дэ1): "гуманность", "должную справедливость", "благопристойность", "благонадежность" (синь2), а в других на противоположные им легистские принципы: "законность" (фа1), "наказуемость" (син4), "полезность/выгодность" (ли3), "хитрость" (гуй).

Военная сфера важная область государственных дел, а главное в военном искусстве это победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности войны, не способен понять и ее "полезности/выгодности". В подобной диалектике сведущи "властители судеб (мин1) народа" талантливые и расчетливые полководцы, которые в иерархии победоносных факторов следуют за дао, Небом (тянь), Землей (ди2) и впереди закона (фа1), а потому (как и по учению моистов) должны быть почитаемы и не зависеть от правителя.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины