Энциклопедия европейского искусства - мартинес монтаньес
Связанные словари
Мартинес монтаньес
мартинес монтаньес
, Хуан (Martinez Montanes, Juan) 1568, Алькала ла Реаль — 1649, Сивилья. Испанский скульптор, глава севильской школы. Родился в семье позолотчика статуй, первоначально учился в мастерской Пабло Рохаса. После переезда в Севилью навсегда связал свою жизнь с этим андалусским городом, который принадлежал к числу самых передовых художественных центров Испании. Имел обширную мастерскую, множество учеников и последователей, вызывал восхищение современников, воспевался знаменитыми поэтами. В творчестве Монтаньеса воплотились главные особенности севильской школы скульптуры с ее стремлением к гармонии, лиризму, пластической и живописной красоте. Он избегал показывать физические страдания, изображением которых подчас злоупотребляли кастильские мастера, сосредотачивал свое внимание на углубленной духовной характеристике образов. Произведения Мартинеса Монтаньеса в испанской скульптуре XVII в. считаются самыми классическими, восходящими к Возрождению пониманием совершенства человеческого тела. Вместе с тем они сохраняют живую правдивость, теплоту человеческих чувств. Следуя традиции, Монтаньес и его ученики исполняли большие раскрашенные деревянные алтари (1617, Херес де ла Фронтерра, церковь Сан Мигель; 1610—1620, Севилья, церковь Санта Мария дель Сокорро); в раскраске скульптуры с Монтаньесом постоянно сотрудничал его друг живописец Франсиско Пачеко. Самый известный алтарь, созданный в 1609—1612 в нескольких километрах от Севильи, в городке Сантаносе, находится в монастыре иеронимитов в Сан Исидро дель Кампо. Это огромное сооружение с прекрасными центральными рельефами, изображающими Поклонение пастухов и Поклонение волхвов, величественными статуями святых, среди них знаменитый св. Иероним, к образу которого мастер неоднократно обращался, идеальные портреты исторических лиц нач. XIII в., основателя монастыря XIV в., правителя города-крепости Тарифы, ее защитника от вторжения мавров Алонсо Переса де Гусмана, по прозвищу Добрый и его супруги. Наметившийся в XVII в. процесс освобождения испанской культовой скульптуры от архитектурного окружения отразился в творчестве Мартинеса Монтаньеса созданием отдельно стоящих статуй, имеющих самостоятельное значение. К числу его ранних произведений принадлежат статуи св. Христофора (1597) в церкви Сан Сальвадор в Севилье — образ глубоко почитаемого в народе защитника от насильственной смерти, младенца Христа (1603) в соборной церкви Саграрио в Севилье, св. Иеронима (1597—1604) в монастыре Санта Клара в Льерене (Эстремадура). Славу мастеру принесло распятие, именуемое как Христос Милосердия (1603—1605) в сакристии Лас Калисес собора в Севилье. Это одно из самых возвышенных созданий испанской скульптуры XVII в. Монтаньесу принадлежат полные внутренней духовной жизни образы монахов, деятелей католицизма — св. Бруно, Доминика, Игнатия Лойолы (Севилья, Музей изящных искусств). В статуе Св. Бруно (1630) умело и тонко достигнуто пластическое единство крупных объемов белой монашеской рясы, подвижного лица, одухотворенного жеста. Статуи Монтаньеса, даже небольшие по размерам, отличаются монументальностью. Его Богоматерь Инманкулада Консепсьон (Непорочного зачатия) в специальной маленькой капелле собора в Севилье, получившая народное название Свегесита (Маленькая слепая), потому что изображена с опущенными глазами, не столько юна и трогательна, сколько величава и царственно одинока в своих сияющих золотом одеждах. В 1636 Мартинес Монтаньес был вызван в Мадрид, ему предстояло изваять бюст Филиппа IV. Бюст был послан в Италию в качестве модели для бронзовой конной статуи короля, заказанной флорентийскому скульптору Пьетро Такка. Статуя, установленная в Мадридском дворцовом ансамбле Буэн Ретиро, в XIX в. была перенесена на площадь Орьенте. Ее исходным образцом послужил конный портрет Филиппа IV кисти Веласкеса; в 1636 Веласкес написал портрет Монтаньеса за работой над королевским бюстом (Мадрид, Прадо).Лит.: Gomez Moreno M. E. Juan Martinez Montanes. Barcelona, 1942; Hernandez Diaz J. Martinez Montanes y la escultura andaluz a de su tiempo: Catalogo de la exposicion Martinez Montanes. Madrid, 1949.
Т. Каптерева
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 539 | |
2 | 517 | |
3 | 513 | |
4 | 496 | |
5 | 488 | |
6 | 486 | |
7 | 477 | |
8 | 463 | |
9 | 459 | |
10 | 457 | |
11 | 455 | |
12 | 453 | |
13 | 450 | |
14 | 437 | |
15 | 437 | |
16 | 433 | |
17 | 429 | |
18 | 429 | |
19 | 426 | |
20 | 405 |