Энциклопедия европейского искусства - мартини
Связанные словари
Мартини
мартини
, Артуро (Martini, Arturo) 1889, Тревизо — 1947, Милан. Итальянский скульптор. В детстве обучался ювелирному мастерству и искусству керамики. В 1905 начал заниматься скульптурой под руководством Карлини, затем обучался в Венеции, в Свободной школе при Академии художеств (1907). В 1909, находясь в Мюнхене, брал уроки у Адольфа Хильдебранда. В 1912 и 1914 посетил Париж, где выставлялся на Осеннем салоне. Ранние работы, отмеченные влиянием экспрессионизма, часто выполнены в технике цветной терракоты и глазурованной керамики (Проститутка, 1909—1913; Влюбленная девушка, 1913, обе — Венеция, галерея современного искусства Ка’Пезаро). В период Первой мировой войны Мартини работал на оружейном заводе, где освоил технику литья. В дальнейшем жил попеременно в Риме, Венеции, Милане. В 1930-х преподавал в Художественной школе на вилла Реале в Монце, близ Милана. Творческий расцвет Мартини приходится на 1920-е — нач. 1930-х. В 1921 он примкнул к группировке журнала Валори пластичи, которая отстаивала ценность национальной классической традиции в современном искусстве. Опираясь на наследие античности и итальянского Возрождения, Мартини претворял классические эталоны, наполняя их современным звучанием. В 1924 им был выполнен памятник павшим в Вадо Лигуре, в 1927—1928 в Ворчестере (Массачусетс) был возведен грандиозный монумент в честь итальянских первопроходцев Америки. В пластике этого мастера легкие отступления от каноничной формы, тонкие отсылки к искусству этрусков, Древнего Рима, византийской, романской и ренессансной скульптуре порождают впечатление напряженной нити, связывающей современность с далеким прошлым. Он работал в разных техниках — терракоты, майолики, бронзы, камня и, отличаясь необыкновенной продуктивностью, оказал большое влияние на младшее поколение итальянских скульпторов. Тематический репертуар Мартини весьма разнообразен: мифологические и библейские сюжеты, персонажи древней истории и портреты современников, анималистика, аллегорические, жанровые и даже пейзажные мотивы (Блудный сын, 1926; Товий, 1934; обе — Акуи Терме, собрание Оттоленги; Лунный свет, 1931, Антверпен, Музей Миддлхейм; Афина, 1934—1935, Рим, университетский городок). Фигуры варьируются от прямостоящих, колоннообразных до припавших к земле, ползущих или скорчившихся в эмоциональном напряжении (Пастух, 1930, Рим, Нац. галерея современного искусства; Материнство, 1929—1930, Турин, Гор. галерея современного искусства; Пьющий, 1934—1935, Рим, Нац. галерея современного искусства; Волчица, 1931, Антверпен, Музей Миддлхейм; Памятник Титу Ливию, 1942, Падуя, университет). Столь же широк диапазон его формальных приемов — от тонкой имитации исторических стилей до новейшей манеры эскизной лепки, разрыхляющей форму (Портрет Роберто Монвейлера, 1944, Венеция, галерея современного искусства Ка’Пезаро). В 1940-х им создана серия терракот, проникнутых взволнованной экспрессией, перекликающейся с грезоподобными образами сюрреализма. В 1945, как будто исчерпав все возможности скульптуры и пребывая в состоянии творческого кризиса, Мартини выпустил в свет книгу Скульптура — мертвый язык, в которой выразил свое разочарование в современной пластике, предрекая ей скорую гибель.Лит.: Bontempelli M. Arturo Martini. Milano, 1939; Bellonzi F. Arturo Martini. Roma, 1975; Arturo Martini: Catalogo de l’esposizione. Milano, 1991.
В. Крючкова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
МАРТИНИ (англ. martini) коктейль из сухого белого вермута и джина или водки с лимонной цедрой и оливками. ...Большой энциклопедический словарь
2.
МАРТИНИ Фердинандо (Ferdinando Martini, 1841-) итальянский писатель, сын актера-комедиографа Винченцо Мартини, одного из представителей расцветающей в середине XIX в. буржуазной комедии нравов. Следуя примеру отца, Мартини сначала пишет бытовые комедии с нотками буржуазной самокритики «L’uomo propone e la donna dispone» (Мужчина предполагает, а женщина располагает, 1862), «I nuovi ricchi» (Новые богачи, 1863), а затем после нескольких лет перерыва, во время к-рого учительствовал, обращается к жанру комедий-пословиц в стилеА. де Мюссе . Изящно написанные в манере светской салонной болтовни, пьески эти на редкость бессодержательны, выражают гедонистические настроения крупной рантьерской буржуазии и являются излюбленным материалом для ее любительских спектаклей («Chi sa il gioco, non lo insegni», 1871, «La vipera», 1894, и др.). Наряду с этим М. выпускает также ряд полубеллетристических книг, тяготеющих к анекдоту, хронике («Peccato e penitenza», 1870, «La Marchesa», 1872, «L’oriolo», 1886), издает мемуары и письма Джусти, редактирует еженедельник «Fanfulla della Domenica». В 90-х гг. М. отдается политической работе, становится депутатом, затем министром народного просвещения в кабинете Джолитти (1892-1893), наконец...Литературная энциклопедия
3.
(martini) Симоне (ок. 1284, Сиена – 1344, Авиньон, Франция), итальянский живописец эпохи Проторенессанса (Предвозрождения). Последователь и, возможно, ученик Дуччо да Буонинсенья, испытал влияние французского позднеготического искусства. Кроме Тосканы, находился в Неаполе (1317), Орвьето (1320), Ассизи (1320-е гг.) и Авиньоне (с 1340 г.). Его первой работой стала большая фреска « Маэста» (1315), повторяющая композиционную схему одноимённой работы Дуччо. Занимающая целую стену Палаццо Публико в Сиене, она переливается светлыми радостными красками на ярко-синем фоне. В композиции «Св. Людовик Тулузский, коронующий Роберта Неаполитанского» (ок. 1317 г.) фигуры почти растворены в сиянии золотого фона.С. Мартини. «Кондотьер Гвидориччо да Фольяно». Фреска. 1328 г. Палаццо Публико. Сиена С. Мартини. «Благовещение». 1333 г. Галерея Уффици. Флоренция Мартини увлекался рыцарской поэзией, французской литературой; он внёс в своё творчество оттенок светского изящества (цикл фресок в нижней церкви Св. Франциска в Ассизи на тему деяний св. Мартина Турского, до 1329 г.). Фреска с изображением кондотьера (наёмного военачальника) Гвидориччо да Фольяно на стене...Художественная энциклопедия
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 539 | |
2 | 517 | |
3 | 513 | |
4 | 496 | |
5 | 488 | |
6 | 486 | |
7 | 477 | |
8 | 463 | |
9 | 459 | |
10 | 457 | |
11 | 455 | |
12 | 453 | |
13 | 450 | |
14 | 437 | |
15 | 437 | |
16 | 433 | |
17 | 429 | |
18 | 429 | |
19 | 426 | |
20 | 405 |