Музыкальный словарь - каденция
Связанные словари
Каденция
каденция
Если вам придется слушать в концертном зале или по телевизору концерт для фортепиано, скрипки или виолончели с оркестром, обратите внимание на конец его первой части. Звучит реприза (что это такое, объясняется в рассказе о сонате). Слышатся те музыкальные темы, на которых композитор построил первую часть. То сочетаются, то противостоят друг другу оркестр и солирующий инструмент. Вот, кажется, уже совсем скоро завершение... Но дирижер вдруг опускает палочку. Оркестр умолкает, и начинается виртуозное соло. Это своего рода фантазия на темы концерта. Сольный инструмент проявляет в ней все свои возможности. И быстрые пассажи, и мощные аккорды, и певучие и энергичные мелодии сменяют одна другую.К заключительному аккорду каденции присоединяется, по знаку дирижера, оркестр, и уже вместе все музыканты завершают часть. Когда-то, в XVIII веке, композиторы не сочиняли каденций. Каждый солист импровизировал ее во время исполнения. Бетховен первый стал сочинять каденции к своим концертам. Вслед за ним так стали поступать и другие композиторы.
И каденция приобрела более органичный характер, стала лучше сливаться с формой всего сочинения. У слова «каденция» (от латинского cadere произошли итальянское cadenza и французское cadence, что означает окончание) есть и другое значение: это заключительный гармонический и мелодический оборот, завершающий небольшой музыкальный эпизод, придающий ему законченность.
В этом смысле чаще употребляется слово каданс, то есть французский вариант термина. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
(итал. cadenza, от лат. cado падаю, оканчиваюсь), каданс (франц. cadence). 1) Заключительный гармонич. (а также мелодич.) оборот, завершающий муз. построение и придающий ему законченность, цельность. В мажоро-минорной тональной системе 17-19 вв. в К. обычно сочетаются метроритмич. опорность (напр., метрич. акцент в 8-м или 4-м такте простого периода) и остановка на одной из наиболее важных в функциональном отношении гармоний (на I, V, реже на IV ступени, иногда и на др. аккордах). Полные, т. е. заканчивающиеся на тонике (Т), К. по аккордовому составу подразделяются на автентические (V-I) и плагальные (IV-I). К. является совершенной, если T появляется в мелодич. положении примы, в тяжёлом такте, после доминанты (D) или субдоминанты (S) в осн. виде, а не в обращении. Если одно из этих условий отсутствует, К. считается несовершенной. К., заканчивающиеся на D (или S), наз. половинными (напр., I-V, II-V, VI-V, I-IV); разновидностью половинной автентич. К. можно считать т. н. фригийский каданс (заключит. оборот типа IV6-V в гармонич. миноре). Особый вид составляют т. н. прерванные (ложные) К. нарушение автентич. К. вследствие замены тонич. трезвучия др. аккордом (V-VI, V-IV6, V-IV, V-16 и др.).Полные...Музыкальная энциклопедия
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1232 | |
2 | 783 | |
3 | 628 | |
4 | 516 | |
5 | 513 | |
6 | 497 | |
7 | 485 | |
8 | 467 | |
9 | 457 | |
10 | 456 | |
11 | 453 | |
12 | 448 | |
13 | 446 | |
14 | 441 | |
15 | 439 | |
16 | 438 | |
17 | 434 | |
18 | 432 | |
19 | 419 | |
20 | 419 |