История философии - марк аврелий антонин
Марк аврелий антонин
Вселенная тесно связанное целое, единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой. В центре антиматериалистического учения М.А.А. стоит частичное обладание человека своим телом, душой и духом. (При этом, в отличие от традиционной схемы стоицизма, М.А.А. разграничивал душу, т.е. пневму, с одной стороны, и интеллект, т.
е. нус, с другой. Интеллект у него размещается вне души в статусе самостоятельной реальности.) Носитель последних благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность воспитатель чувства долга и обитель испытующей совести. Посредством духа всякий человек сопричастен божественному и тем самым создает идейную общность, преодолевающую все ограничения. Бог дает каждому человеку особого доброго гения в руководители. Именно исполнение морального долга придает жизни смысл в этическом и антропологическом ее модусах. Этике М.А.А. был присущ фатализм, проповедь смирения и аскетизма: 'Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним. Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно, равны и потери и сводятся они всего-навсего к мгновению. Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог бы отнять у меня то, чего я не имею?' Вопреки собственному высокому положению в римском государстве М.А.А. стоически верил в человеческий род как единое сообщество: 'Для меня, как Антонина, град и отечество Рим, как человека мир. И только полезное этим двум градам есть благо для меня'. В целом, хотя творчеству М.А.А. (надо иметь в виду, что 'Мемуары' не предназначались для обнародования) присущ дух бренности и текучести всего мирского, бессмысленности и никчемности собственно жизни, он продолжал разделять базовые идеалы стоицизма.
На онтологическом и космологическом уровнях он придерживается тезиса пантеизма Единое=Все, откуда все проистекает и куда все впадает. Становление христианства, совпадающее по времени с закатом стоицизма, придало религиозным мыслям М.А.А. особый оттенок: 'Боги, или они не могут ничего, или же могут что-то. Если не могут, когда ты взываешь к ним с мольбами, почему? Если могут что-то, то почему бы не попросить их избавить нас от страхов и бесконечных желаний, жалоб, домогательств или избегания чего-либо? Почему же, если они могут оказать помощь людям, они не делают этого? Возможно, ты скажешь: 'Боги мне дали силу и умение сделать это самому'.
Так не лучше ли будет, если ты сам себе поможешь, свободно использовав то, что во власти твоей, вместо того, чтобы рабски пресмыкаться в трусливой опаске перед тем, что не от тебя зависит? И кто же тебе сказал, что боги так завистливы, что не захотят поспособствовать тому, кто верит в свою силу? Начни, попроси их об этом и увидишь'. .
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 450 | |
2 | 423 | |
3 | 417 | |
4 | 417 | |
5 | 386 | |
6 | 375 | |
7 | 372 | |
8 | 370 | |
9 | 361 | |
10 | 357 | |
11 | 356 | |
12 | 350 | |
13 | 348 | |
14 | 336 | |
15 | 334 | |
16 | 327 | |
17 | 325 | |
18 | 323 | |
19 | 317 | |
20 | 310 |