Поиск в словарях
Искать во всех

Фразеологический словарь русского языка - из плоти и крови

Из плоти и крови

из плоти и крови
ИЗ ПЛОТИ И КРОВИ

кто быть

Неидеален, далёк от совершенства, как все.

Подразумевается, что в жизни, в реальной действительности крайне трудно уберечься от ошибок, противостоять соблазнам и страстям, вести праведный образ жизни, суметь избежать того, над чем человек не властен (напр., смерти, болезни и т. п.). Имеется в виду, что лицо или группа лиц (X) по своей человеческой природе не лишены пороков, каких-л. недостатков, изъянов, не всегда поступают так, как надо; по своим физическим возможностям, душевным, нравственным качествам не отличаются от всех остальных, не выделяются среди себе подобных. Говорится с иронией, реже с сожалением. книжн. ✦ Х - из плоти и крови.

неизм.

В роли именной части сказ. или несогл. опред.

Порядок слов-компонентов фиксир.

Он был Человек. И смерть, неожиданная и безвременная, подтвердила: он был такой же, как все мы, из плоти и крови. А. Леонов, А. Соколов, Звёздные пути.Я из плоти и крови, а потому ничто человеческое мне не чуждо. (Реч.)

Запомните, ребятишки, прогремел он однажды, философия это не иконописная мастерская. Поэтому я не призываю вас рабски лобызать иконы Маркса и Энгельса. Они были весёлые, здоровые люди из плоти и крови и сами всю жизнь рубили и жгли иконы с изображениями старых и новых философов-идеалистов <...>. Ю. Лощиц, Унион.

В армейской среде общеизвестно, что богиня удачи подобна всякой капризной и властной женщине. Земная любит знаки внимания, небесная тем более. Первая любит подарки, вторая не меньше. Дама из плоти и крови предпочитает цветы и духи и не терпит хамства и наглой самоуверенности, крылатая Фортуна требует своего. Огонёк, 2000.

Однако тут есть тонкость. Я, будучи человеком из плоти и крови, постоянно нахожусь во власти сложной композиции чувств-полутонов. Знание сила, 2002.

Порой кажется, что деяния Сталина совершены не человеком из плоти и крови, но иным, более высоким и совершенным существом, над которым не властны человеческие страсти. Смена, 1998.

культурологический комментарий:

Основной комментарий см. в ВО ПЛОТИ И КРОВИ 1..

фразеол. восходит к древнейшему архетипическому противопоставлению "сакральное профанное", в основе которого лежит свойственное архаическому пониманию мира разделение духа (души) и плоти (тела), т. е. противопоставление "духовное (нематериальное) телесное (материальное)". Согласно древним представлениям, душа есть тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она независимо и безраздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного обладателя и в прошлом и в настоящем. (Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск, 2000. С. 144.) Тело же относилось к т. н. "внешнему" в человеке и как внешняя оболочка никоим образом не ассоциировалось с его внутренней сущностью с душой. В мифологических системах мировых религий, особенно в христианстве, резкое противопоставление души телу приводит к превращению идеи души в центральное понятие всего вероучения, к догмату о ничтожности, греховности тела и телесного и к переносу главной цели человеческой жизни на спасение души. (Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 415.) Такие воззрения объясняют различное отношение к восприятию духовного и телесного, к сакрализации первого и к олицетворению профанного, т.е. "осквернённого", во втором; одно противопоставляется другому как нечто возвышенное, светлое, обозначающее чистоту и причастность к божественному и нечто низкое, подверженное пагубным страстям и желаниям.

Изначально компонент фразеол. "из" соотносится с пространственным кодом культуры, а компоненты плоть и кровь с соматическим, т. е. телесным, кодом.

В создании смысловой основы образа фразеол. участвует метонимия отождествление внутренних качеств и свойств человека, обусловливающих его действия, поведение, образ жизни, и его физических данных физиологических составляющих (плоти и крови). фразеол. содержит также метафору, уподобляющую физическую несовершенность человека его духовной несовершенности, порочности, невозможности противостоять искушениям. Во фразеол. компоненты плоть и кровь символически осмысляются как "воплощение земной (плотской) сути человека" и потому часто получают отрицательную этическую, т. е. нравственную, оценку.

фразеол. в целом выступает в роли эталона нравственной, моральной, духовной сходности (одинаковости) людей в силу их физического сходства.

автор:

И. В. Зыкова

Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс.

Е.Н. Телия.

2006.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ИЗ ПЛОТИ И КРОВИ кто бытьНеидеален, далёк от совершенства, как все.Подразумевается, что в жизни, в реальной действительности крайне трудно уберечься от ошибок, противостоять соблазнам и страстям, вести праведный образ жизни, суметь избежать того, над чем человек не властен (напр., смерти, болезни и т. п.). Имеется в виду, что лицо или группа лиц (X) по своей человеческой природе не лишены пороков, каких-л. недостатков, изъянов, не всегда поступают так, как надо; по своим физическим возможностям, душевным, нравственным качествам не отличаются от всех остальных, не выделяются среди себе подобных. Говорится с иронией, реже с сожалением. книжн. ✦ Х - из плоти и крови.неизм.В роли именной части сказ. или несогл. опред.Порядок слов-компонентов фиксир.Он был Человек. И смерть, неожиданная и безвременная, подтвердила: он был такой же, как все мы, из плоти и крови. А. Леонов, А. Соколов, Звёздные пути.Я из плоти и крови, а потому ничто человеческое мне не чуждо. (Реч.)Запомните, ребятишки, прогремел он однажды, философия это не иконописная мастерская. Поэтому я не призываю вас рабски лобызать иконы Маркса и Энгельса. Они были весёлые,...
Фразеологический словарь русского языка

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):